Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Новости художественного мира /

Портрет с фотографии

Портрет с фотографии

Заказать портрет художнику

 

Как рассматривать портрет  с фотографии кисти знаменитого художника

 

Не кажется ли вам, что с детских лет вы знаете, как выглядит А. С. Пушкин, будто встречали его в жизни? Но при этом не все вспоминают, что портре­ты, на основании которых сложились наши зритель­ные представления о поэте, написаны Кипренским, Тропининым и другими художниками — его современ­никами.

Тысячи образов людей знаменитых и безызвест­ных сохранило для нас искусство. Тысячи художников, известных или безымянных, явились создателями особого жанра изобразительного искусства — жанра портрета.

Стремление изобразить просто человека, его лицо, фигуру, а затем уже конкретного, известного худож­нику, возникло на самой заре человеческой культуры. Портретная живопись прошла путь от символического к индивидуально-конкретному изображению, передан­ному со всем богатством реалистических средств.

портрет с фотографии artpage.ruпортрет с фотографии artpage.ru

Возникновение и история портрета с фотографии тесно связаны с историческим процессом развития и освобождения человеческой личности. В период рабовладельческих деспотий и религиозно-церковного гнета, в периоды, когда человек был ничтожной песчинкой перед лицом владыки земного или небесного, искусство почти не знало индивидуально-конкретных изображений.

Так древнеегипетские мастера создавали свои ста­туи не потому, что им хотелось сделать статую фарао­на или какого-либо придворного. Изображения носили культово-религиозный характер: скульптурный порт­рет был магическим «двойником» умершего, способ­ным приютить его душу после смерти; отсюда неиз­менная, каноническая поза изображенного, черты величавой застылости и лишь легкие намеки на индиви­дуальное сходство. У греческих мастеров, также пред­почитавших скульптуру, индивидуальность в портре­те всегда сочеталась с эстетическим обобщением обра­за, с представлением о возвышенно-прекрасном, и только скульпторы-портретисты Древнего Рима впер­вые дали острую психологическую характеристику. В период средневековья мы встречаемся со скульптур­ным портретом, который чаще всего передавал в образе какого-либо святого определенный тип человека; имя, индивидуальность растворялись в выразительных, но далеких от конкретности символических фигурах свя­тых, добродетелей, пороков и т. д.

Живые веяния эпохи Возрождения, когда человек, освободившись от гнета церковной морали и страхов расплаты за земные радости, почувствовал себя хозяи­ном жизни, привели к высокому развитию портретного жанра.

Одним из крупнейших мастеров, творчество кото­рого несет в себе наряду со старыми средневековыми традициями новые свежие реалистические веяния, является нидерландский мастер Ян ван Эйк. Его «Портрет супругов Арнольфини» замечателен своей высокой завершенностью и исторической правдиво­стью, раскрытием новых взаимоотношений между людьми. Несмотря на то, что все в портрете кажется нам непривычным и далеким — старинные костюмы, обстановка комнаты,—выразительные средства боль­шого, настоящего искусства, найденные художником, помогают нам понять характеры и быт людей, живших несколько столетий назад. Живописное и композици­онное мастерство, умение создать из обычного портре­та «сцену из жизни», все это облегчает задачу рас­крытия внутреннего содержания портрета. Ян ван Эйк сам подводит зрителя к портретируемым, как бы представляя их ему, Арнольфини выходит из глубины комнаты навстречу зрителю и, подойдя к супруге, взяв ее за руку, останавливается.

Кажется, что его величавая осанка, властный жест правой руки, замкнутое, будто лишенное возраста лицо говорят: «Я Джованни Арнольфини, итальян­ский купец, посланец Медичи в Брюгге, я знатен, у меня есть богатство и... — движение его левой руки уже несет в себе нечто иное — тепло человеческого чувства,—у меня есть жена, нежная и привлекатель­ная». Доверчиво положив на ладонь мужа хрупкую кисть руки, слегка наклонив голову с детски округлы­ми щеками и изящным разрезом лукаво-вздернутых к вискам век — всем своим существом она олицетво­ряет смиренную покорность и грациозную женствен­ность. В лице Арнольфини Эйк не стремится выявить все движения души, он как будто умышленно раскры­вает лишь определенные грани характера, давая воз­можность зрителю самому попытаться проникнуть за многозначительную замкнутость его черт.

портрет с фотографии artpage.ruпортрет с фотографии artpage.ru

Ян ван Эйк — тонкий мастер живописных дета­лей. Своими блестящими прозрачно-эмалевыми, ясны­ми красками он ювелирно выписывает мельчайший орнамент одежды, обстановку комнаты. Это придает необычайную достоверность как самим фигурам, так и всему, что их окружает. Нельзя не любоваться тон­чайшим узором кружев головного убора супруги, сложным рисунком готически-ломких складок ее одежды, тем, как лежит на шее жемчуг, будто согре­тый теплом ее кожи. Особо интересны подробности обстановки супружеских покоев. На первый взгляд кажется, что Арнольфини окружают предметы, свя­занные с их бытом и жизнью. Однако это не так. Художник, выявляя зримо-осязательную сторону каж­дой вещи, не только рассказывает нам о их жизненно- практическом назначении, но согласно средневековым традициям придает каждой из них тайный символи­ческий смысл. Чтобы его раскрыть, надо знать смыс­ловое значение вещей. Лежащие на окне яблоки — не небрежность хозяев — это символ райского блаженст­ва, четки, висящие на стене,—знак благочестия, метелка на спинке стула символизирует внутреннюю чистоту. Не случайно на первом плане картины лежат деревянные сабо хозяина. И даже лохматая собачка у ног женщины написана художником не только для оживления картины: собака — знак супружеской вер­ности (символ, часто встречающийся на средневеко­вых скульптурных надгробиях).

портрет с фотографии artpage.ru

Портрет написан при дневном освещении, и все же в канделябре горит свеча. Зачем? Зажженная свеча— свидетельство свадебного обряда. Может быть, худож­ник изобразил Арнольфини, только что вступившими в дом после заключения брака и принимающими позд­равления вошедших в комнату людей, фигуры которых, как и самого Яна ван Эйка, отражаются в круглом зеркале? В этом отношении портрет остает­ся загадкой так же, как и надпись, сделанная рукой мастера над зеркалом: «Иоханнес де Эйк был здесь в 1434 году». Быть может, со временем найдутся исто­рические свидетельства или документы, которые про­льют свет на историю создания портрета и подтвер­дят или опровергнут имеющиеся гипотезы. Однако это скорее важно для научного исследова­ния. Для зрителя важно другое — то трогательное и человечное, что не умирает с веками и всегда волнует.

Эпоха итальянского Возрождения дала миру новое искусство, в центре внимания которого был человек со всем богатством его душевного мира. Интерес к человеку, гордое восхищение могуществом его разума и независимостью от высших сил раскрыли широкие возможности для расцвета портретного искусства. И, может быть, ничто так ярко не выявляет своеобра­зие эпохи Возрождения, как образы, созданные ренессансными мастерами.

Особым обаянием обладает «Портрет мальчика» итальянского живописца конца XV — начала XVI веков Пинтуриккио. Те, кто видели портрет на выставке произведений из собрания Дрезденской гале­реи в Москве, несомненно, сохранили воспоминание о нем, и если забыли его черты, то, наверное, не утеряли ощущение возвышенной красоты, присущей этому портрету.

На фоне прекрасной природы изображен маль­чик — строгий, сдержанный, с глазами, прямо смотрящими в лицо зрителю. Первое впечатление от портре­та— чувство уверенности, человеческого достоинства, ясности и гармонического спокойствия.

 

Автор статьи: Э.Ларионова

Продолжение сатьи: Портрет на заказ

Продолжение сатьи: Портрет заказать у знаменитых живописцев Москвы

 

30 Май 2011

Обсуждение данной новости

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться