Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Сиккатив

Сиккатив

Применение сиккатива в минимальном количестве способствовало быстрому высыханию красок. Однако при неумеренном пользовании сиккатив мог стать причиной растрескивания красочного слоя, а также его потемнения. В «Поверженном Демоне» (1901— 1902) растрескивание на отдельных участках красочного слоя, возможно, произошло из-за излишнего применения «Сиккатива Куртре»
 

«Сиккатив Куртре» — один из самых сильнодействующих сиккативов; приготовляется из льняного вареного масла, содержащего перекись марганца, свинцовый глет и свинцовый сурик Масло с этими веществами варится до густоты патоки, а затем разводится скипидаром.

Создавая декоративное панно, Врубель пользовался клеевыми декоративными красками и гуашью; причем, первые приготовлялись на слабом растворе столярного клея.

Технике живописи Врубеля свойственны некоторые особенности, на которых следует остановиться подробнее.

В. Серов, высоко оценивший мастерство Врубеля, писал: «Врубель?—У него мастерская рука. Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу. Даже портрет может сделать, и замечательный портрет» В основе мастерства Врубеля лежало артистическое владение рисунком и превосходное чувство формы. На эту особенность живописной техники Врубеля впервые обратил внимание К. Юон; он говорил о нем: «Новатор... в совершенстве владея академическим четким рисунком и академическими знаниями, лишь тем свободнее и смелее использовал свое своеобразное дарование. Эта смелость могла иметь место лишь благодаря знаниям, перешедшим по традиции. Хорошо изученные традиции не только не мешают проявлениям новаторства, но, наоборот, помогают ему и качественно его обогащают при сиккативе».

Очень высоко оценивал рисунок Врубеля его учитель Чистяков: «Учу... самому трудному в технике портрета; искусства рисования — учу связи в фигуре (живой, конечно). Врубель меня радует. Что-то тонкое и строгое в то же время начинает проявляться в его работах».

Блестящее владение Врубеля рисунком с особенной силой сказалось при исполнении им портретов. Лепка пластической формы углем на холсте поражает своей артистической точностью, изяществом и непревзойденным мастерством. Формы фигуры человека, его ица, рук лепятся художником в рисунке на холсте крепко, очень точно; линия, штр-х, отличаясь своей строгостью, тонкостью, в то же время необычайно точно передают не только внешний облик модели, но и его психологическую характеристику.

Манера работы графитным карандашом у Врубеля чрезвычайно разнообразна. В портрете М. К. Олив (1890) художник ведет лепку и моделировку формы фигуры сложной системой чередующихся, параллельно нанесенных и нередко пересекающихся штрихов. Несколько иным приемом пользуется Врубель при создании портрета Н. И. Забелы-Врубель (1900). Вместо крупных, резких штрихов мягкого графита художник, работая более твердым, остро отточенным карандашом, лепит и моделирует формы тончайшими, короткими и мелкими, легко нанесенными штрихами, то плавно положенными по форме, то перекрещивающимися в различных направлениях и образующими тонкую, сплошную сетку.

Портреты, выполненные карандашом, являются тональными рисунками, в которых художник то раздельными, то перекрещивающимися и набегающими друг на друга штрихами, артистически положенными точно по форме, передает светотеневое решение объемов, добиваясь при этом почти впечатления цвета.

Безупречное видение цвета, тонкий дар блестящего колориста, в сочетании с безукоризненным владением рисунком, позволили Врубелю создать превосходные портреты и в акварельной технике.

Техника живописи акварелью, не позволяющая использовать сиккатив и вносить значительные поправки в процессе работы, требовала от художника большой точности руки, верности глаза, и надо отдать должное Врубелю — его акварельные портреты изумительны по совершенству своего исполнения.

Исключительна по мастерству известная работа «Натурщица в обстановке Ренессанса», исполненная Врубелем в 1883 году. История создания этой, акварели такова: Серов и Дервиз предложили Врубелю совместно написать натурщицу в его мастерской. Сам художник писал по этому поводу следующее: «Моя мастерская, а их — натура. Я принял предложение. И вот в промежутках составления эскиза картины и массы соображений и подготовлений (не забудь еще аккуратное посещение Академии и постоянную рисовку с анатомии, и ты получишь цифры: с 8-и утра и до 8-и вечера, а три раза в неделю до 10, 11 и даже 12 часов с часовым промежутком только для обеда) занялись мы акварелью... Подталкиваемый действительно удачно, прелестно скомпонованным мотивом модели, не стесненный во времени, не прерываемый замечаниями: «зачем у нас здесь так растрепан рисунок», когда в другом уголке только что начал с любовью утопать в созерцании тонкости, разнообразия и гармонии, задетый за живое соревнованием с достойными соперниками (мы трое — единственные, понимающие серьезную акварель в Академии),- я прильнул, если можно так выразиться, к работе; переделывал по десяти раз одно и то же место, и вот, с неделю тому назад, вышел первый живой кусок, который меня привел в восторг; рассматриваю его фокус, и оказывается — просто наивная передача самых подробных живых впечатлений натуры; а детали, о которых я говорил, облегчают только поиски средств передачи. Я считаю, что переживаю момент сильного шага вперед»

В «Натурщице в обстановке Ренессанса» Врубель создал портрет, отличающийся удивительным мастерством композиции, совершенством пластической лепки формы и необычайной красотой колорита. Несмотря на невероятную сложность тонко нюансированных цветовых сочетаний, живопись «Натурщицы» воспринимается в едином гармоничном звучании. В этой акварели Врубель, по очень тонкому наблюдению его первого биографа А. П. Иванова, нашел ключ к собственному пониманию форм и их передаче.

Среди наиболее значительных произведений портретного жанра, выполненных Врубелем в технике масляной живописи, выделяется изумительным мастерством исполнения и великолепно найденным колористическим решением «Испания». Работая над этим полотном, Врубель применил сложную систему построения живописно-красочного слоя, ведя корпусную кладку насыщенных лаком красок стальным мастихином и реже щетинной кистью. Кладка красок велась рельефно выраженным мазком как в световых, так и в теневых частях полотна, почти совершенно скрывавшим мелкое зерно холста.

Техника живописи «Гадалки» — многосеансного портрета с натуры — также отличается сложной системой корпусно положенных мазков красок, причем пастозность этой корпусной кладки почти в одной и той же степени выдержана в световых и теневых частях полотка.

Тонко нюансированная гамма «Гадалки» розовато-лиловых, светло-коричневых и голубоватых тонов, мягко контрастирующих друг с другом, мастерски объединена художником в единое гармоничное звучание. Золотистые переливы тонов, полутонов и их оттенков в обнаженном теле модели удивительно мягко подчеркиваются нежно-голубоватыми светящимися тонами карт, которые держит гадалка в руках.

Несколько иной «акварельной» техникой письма отличается портрет М. И. Арцыбушевой. Своеобразная фактура саржевой ткани с ее четко проступающим косым переплетением нитей и зерном мастерски используется Врубелем в процессе создания живописно-красочной поверхности. Живопись ведется главным образом легко положенными, прозрачными и полупрозрачными, почти лессировочно нанесенными мазками красок без сиккатива, и лишь в завершающих, самых выразительных световых частях художник несколько усиливал характер кладки более плотным мазком.

Не менее выразителен портрет С И. Мамонтова. Здесь очень заметен светотеневой тональный рисунок углем, выполненный Врубелем непосредственно на белой поверхности грунта. Изучая его, видим, какое огромное значение придавал художник светотеневому тональному рисунку с натуры. Рисунок, сделанный углем на холсте, Врубель в дальнейшем (при работе красками) умело использовал, оставляя его в отдельных местах, почти не записывая или же слегка «проходя» по нему цветными лессировками.

Живопись портрета выполнена сложной системой мазков, разнообразных по форме и направлению, фактуре и размерам. Они наносились художником почти лессирующими прозрачными и полупрозрачными слоями, из-под которых во многих местах четко пооступала крупнозернистая, с косым переплетением нитей саржевая ткань холста.

Иначе написан портрет Н. И. Забелы-Врубель. Живопись выполнена на сильно втягивающем масло гипсовом грунте, краска сильно разжижалась петролем. Благодаря этому поверхность имеет благородный матовый тон. В этом портрете особенно хорошо видна характерная для Врубеля система передачи объемов мазками, подобными граням кристаллов. Мазки красок наносились преимущественно круглой кистью. Реже художник пользовался плоскими кистями с сикативом. Форма лепится фактурным, четким по своей форме мазком сразу, почти без повторных прописок. В отдельных частях портрета с фотографии (узоры на платье) зерно ткани лишь пролессировано тончайшим слоем краски.

Исключительно своеобразная, полная экспрессии техника, отличное знание материалов, великолепное мастерство рисовальщика, владение строгой, реалистически точной передачей формы, блестящее колористическое дарование являются особенностями творчества Врубеля.

 

 

Автор статьи сиккатив:  А. Виннер

 

Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2012 Art Page.ru

 

4 Сентябрь 2011

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться