Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Рисунок пером

Рисунок пером

Перовые рисунки пером широко распространены в прак­тике художников почти всех времен. Общеизвестны этюдные зарисовки Микеланджело, наброски Рафаэля, эскизы Леонардо да Винчи, рисунки Мантеньи,Дюре­ра и других художников эпохи Возрождения, выпол­ненные пером. Многочисленные эскизы Рембрандта, композиционные наброски Адриана ван Остаде, Пи­тера де Гооха и других голландских художников вы­полнены в этой же технике.

Многие русские мастера — Репин, Серов, Врубель, Шишкин — оставили нам замечательные образцы пе­ровых рисунков.

Наибольшее распространение перовая техника на­шла в книжной графике, в иллюстрации. Хорошее со­четание со шрифтом, сравнительно простой способ вос­произведения обеспечили перовому рисунку широкое применение в книге. Русские художники —Агин, Самокиш, Чехонин и советские — Лаптев, Щеглов, Ермо­лаев, Минаев создали в этой технике превосходные рисунки.

Материалы и инструменты, применяемые при ра­боте над перовым рисунком, самые простые: перо, бу­мага, тушь.

Если до середины XIX века широко распростра­ненными были гусиные перья, то в настоящее время художники работают в основном металлическими. Правда, некоторые художники и сейчас пользуются гусиным пером, главным образом в набросках и пей­зажных зарисовках. В городе трудно найти цельное гусиное перо. Можно пользоваться зубочисткой. В один из ее концов вставляют черенок кисти, чтобы было удобно держать при рисовании, другой — затачивают следующим образом: перо расщепляют бритвой на четыре-пять миллиметров и подтачивают края так, что­бы половинки были одинаковой ширины, затем кончик иногда обрезают, как у пера «рондо». Отличительной особенностью гусиного пера является его мягкость, оно позволяет легко получать тонкий и толстый штрих, а при особенно сильном нажиме мазок получается ши­рокий, словно кистью.

      Перо делают также из тростниковой палочки, из­вестной под названием «калам», очень распространен­ной у народов Востока. По технике оно сходно с гуси­ным пером. Пользуются художники и бамбуковой па­лочкой, которую затачивают, как перо. Она оставляет штрих равной толщины, так как нажимы почти невоз­можны, туши набирает мало, поэтому штрих не может быть длинным и к концу походит на карандашный. Рисование палочкой хорошо сочетается с размывкой кистью.

Однако основным «инструментом» перовой техни­ки является металлическое перо. Оно дает четкую, гиб­кую линию, хорошо «послушную» руке художника.

Из существующих в продаже перьев начинающему художнику следует выбрать такое, которое больше от­вечает требованиям данного рисунка. Опыт показы­вает, что удобнее всего пользоваться маленьким чер­тежным перышком, которое, обладая достаточной мяг­костью, дает особенно тонкие линии и сочные штрихи.

Современные художники работают преимуществен­но черной тушью. Тушь бывает жидкая и сухая в плит­ках. Лучший сорт сухой черной туши — китайская. Чтобы приготовить ее, надо на блюдце налить немного воды и тереть плиткой по дну блюдца до тех пор, пока вода не сделается густо-черной, затем слить ее в пузы­рек. Такая тушь при работе сохнет медленно и поэтому не застывает на пере, но благодаря этому же свойству дает небольшие затеки на стыках перекрестного штри­ха, что мешает его четкости. При заливке поверхностей, что часто применяется в перовом рисунке, сухая тушь дает приятный бархатистый глубокий черный тон.

Чаще всего художники пользуются жидкой тушью. Она дает одинаковую черноту в тонком и толстом штрихе (что очень существенно, если рисунок пред­назначен для воспроизведения в печати), быстро сох­нет и потому не затекает при перекрестном штрихе. Однако ее недостаток тот, что она застывает на пере. Этот недостаток можно устранить, вытирая перо тря­почкой. Если тушь присохла, то ее счищают лезвием от безопасной бритвы.

Для рисунка пером может быть использована лю­бая бумага, лишь бы ее свойства отвечали тем требо­ваниям, которые ставит перед собой автор. Поэтому каждый художник должен испробовать все сорта бу­маги для того, чтобы выбрать наиболее отвечающий его вкусу. На каждом сорте бумаги надо также испро­бовать и различные перья.

Художники-«перовики» обыкновенно пользуются гладкими сортами бумаги и картона. Очень удобна для работы мелованная бумага. Перо по ней хорошо сколь­зит, штрих получается четкий. Кроме того, на этой бумаге можно процарапывать бритвочкой или остро заточенным скребком белый штрих по черной штри­ховке или черному фону. Сочетание черного и белого штриха дает своеобразный эффект.

Однако лучшая бумага для пера — это фотобумага. Можно использовать обе ее стороны, если эмульсию предварительно закрепить в гипсульфите при красном свете, с тем, чтобы она не потемнела на свету.

 

Продолжение статьи Рисунок пера 

Автор статьи: А. Вальтер

 

Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2012 Art Page.ru

27 Июль 2012

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться