Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Рисунки на память

Рисунки на память

Представьте себе, что вам надо сделать композицию на память на какую-либо тему. Прежде чем приступить непосредственно к этой работе, необходимо, как говорят художники, увидеть изобра­жение «внутренним зрением». И вполне естественно, что художник обращается к своим зрительным воспоминаниям, и чем они сильнее и ярче, тем свободнее, увереннее идет исполне­ние рисунка. Конечно, только этим моментом не исчерпы­вается работа над композицией. Это, так сказать, первичный этап, но одно несомненно: невозможно что-либо создать, не обладая наблюдательностью и зрительной памятью.

Рисунки на память обостряет восприятие художника, помо­гает ему отбирать самое существенное, характерное, приучая его

к более обобщенному видению натуры, оказывает неоценимую помощь в работе над композицией. Но выполняя рисунки по памяти и воображению, необходимо параллельно вести постоян­ные упражнения с натуры, ибо только совмещение этих видов работы приведет к положительному результату.

Уже в самом рисовании с натуры можно постепенно прак­тиковать приемы, усиливающие остроту наблюдательности. Так, например, рисуя, вовсе не обязательно беспрерывно смотреть на натуру, уподобляясь художнику копиисту, у которого в соз­нании не откладывается впечатление о целом. Гораздо активнее будет метод, при котором вы будете смотреть на натуру ред­ко, но более вдумчиво и внимательно.

Хорошей тренировкой, предшествующей рисованию по па­мяти, является работа по наблюдению. Она заключается в том, что делаются всевозможные зарисовки с движущейся живой натуры. Как известно, изображение людей, занятых трудом, можно вести только по наблюдению. Если движения носят повторный характер, следует внимательно следить за их ритмом, стараясь запомнить характер движения, тут же зафиксировать впечатление и, если есть возможность, прокорректировать его.

Несомненную пользу для развития зрительной памяти при­носят наброски на память, выполненные дома, на улицах города, в зоо­парке. Они заставляют быстро сравнивать и запоминать боль­шое количество деталей. Полезно сравнивать похожие между собой формы, отличающиеся незначительными деталями, выяв­лять их различие. Всевозможные зарисовки людей, животных окажутся очень полезными при работе над сюжетными компо­зициями.

Работа по памяти, по наблюдению большое место занимала в творчестве великих русских художников. Вот что писал В. Суриков: «...На улицах всегда группировку людей наблюдал. Приду домой и сейчас зарисую, как они группируются в нату­ре. Ведь этого никогда не выдумаешь...». О том же говорил и Н. Ге: «Один из самых лучших способов передавать живую форму — ежедневно, по памяти изображать то, что вам встре­чалось дорогой — будь то свет, будь это форма, будь это выра­жение, будь это сцена — все, что остановило ваше внимание».

Следует отметить, что сам Ге обладал огромной зрительной памятью. Так, например, в своей картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» художник по памяти написал интерьер, увидев его всего один раз в Петергофе.

Как же можно тренировать свою память? Советуем завести себе нечто вроде художественного дневника, записной книжки и ежедневно в конце рабочего дня заносить туда наиболее по­разившие вас впечатления. Кроме того, следует выработать в себе привычку методически, по горячему следу фиксировать все наиболее интересное и значительное. Английский художник Хогарт говорил так: «Я... старался приучить себя к своеоб­разной технической памяти, повторяя в памяти части, из кото­рых составлялись предметы, я мало-помалу научился их ком­бинировать и фиксировать карандашом».

Метод, облегчающий рисование по памяти, заключается так же в том, что, задавшись целью нарисовать тот или иной пред­мет, следует вспомнить его назначение, его устройство, основ­ные пропорции, конструкцию. Такой анализ поможет начинаю­щим художникам более точно «собрать» предмет из его основ­ных частей. Полезно изучение пластической анатомии сочетать с обучением рисунку по памяти и воображению. Что же касается перспективы, то здесь также можно использовать указанные методы. Необходимо постоянно упражняться в анатомическом конструировании человеческих фигур разного роста и различ­ного телосложения, изображая их «от себя» в различных ра­курсах.

 

Автор статьи Рисунки на память: А. Вальтер

 

Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2012 Art Page.ru

10 Сентябрь 2012

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться