Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Рисунки художников

Рисунки художников

Не так давно в Государственной Третьяковской галерее была открыта выставка рисунка, акварели, гуаши и пастели конца XIX — начала XX вв. Она еще раз заставила задуматься над этим чрезвычайно сложным периодом в истории русского искусства.

Сложность и противоречивость искусства этого времени, естественно, являлась следствием сложной общественной жизни России этих лет. С одной сторо­ны, Россия сделалась средоточием всех самых острых противоречий империализма — отсюда и страшнейший кризис буржуазной духовной культуры. С другой на рубеже XX века Россия стала плацдармом миро­вого революционного движения, страной, где подго­товлялась социалистическая революция.

Отсюда и острейшая борьба в художественной жизни этих десятилетий. Ряд рисунков художников, такие, как В. Серов, С. Иванов, Н. Касаткин и другие, продол­жали лучшие традиции русского идейно-демократического, реалистического искусства. Причем, особенно ярко эти тенденции проявились во время революции 1905 года. Не только молодое поколение передвижни­ков, но и художники нового объединения  «Союза русских художников рисовальщиков» — несли знамя реалистического искусства.

 

рисунки художников artpage.ru

 

Но вместе с тем в искусстве этой поры нашли свое выражение и антиреалистические тенденции, привед­шие к отказу от лучших принципов русской культуры, в первую очередь, к отказу от большого общественного содержания, демократизма и народности искусства. Одним из крупнейших художественных объединений того времени было «Мир искусства». Оно возникло в противовес передвижничеству. Своим девизом «мир искусники» провозгласили «искусство для искусства», всячески подчеркивая отход от общественно-полити­ческих вопросов своего времени. В творчестве худож­ников «Мира искусства» проявились черты декаданса, эстетизма, откровенного индивидуализма и стилиза­торства. Но вместе с тем мы не можем сегодня не признать, что лучшие рисунки этих художников порою выходили за рамки их творческого кредо, от­ражая не только индивидуалистическое мировоззре­ние художника, но и общие закономерности эпохи. Нельзя забывать, что к этому объединению примыка­ли и такие крупнейшие реалисты, как В. Серов, И. Левитан, Е. Лансере, Д. Кардовский, А. Остроумова-Лебедева — художники, никогда не изменявшие принципам реализма.

Уход многих художников в прошлое являлся, по существу, протестом против удушающей атмосферы общественной жизни того времени и говорил о поис­ках идеала, которого они не смогли найти в современ­ной им действительности.

Таким образом, рассматривая искусство этих лет, мы должны всесторонне подходить к анализу того или иного явления. И видя главное — отход многих худож­ников от больших общественно-значимых вопросов современной жизни, не скидывать со счета то положи тельное, что безусловно было в их творчестве и что благодаря ограниченности их мировоззрения не могло развиться до тех высот, которые определялись талан­том этих мастеров.

В данной статье мы не имеем возможности охарак­теризовать все грани изобразительного искусства конца XIX — начала XX вв. У нас иная задача — поговорить лишь о культуре рисунка, так ярко про­явившейся на этой выставке. Это тем более важно, что традиции русской реалистической рисовальной школы в это время не только были живы, но и дос­тигли в творчестве отдельных мастеров настоящего совершенства.

 

рисунки художников artpage.ru 

 

Итак, мы в Третьяковской галерее...

Проходя по залам выставки, поражаешься (в кото­рый раз!) громадному мастерству русских художни­ков. Большинство из них не порывают с великими традициями русской рисовальной школы; именно в них, в этих традициях, надо искать истоки их неподра­жаемого мастерства. Не только национальные черты творчества этих художников — поэтическое претворе­ние явлений жизни, раздумий и чувств (что дорого сердцу каждого русского), но и глубокое проникнове­ние в тайны композиции и пластики, являющееся нетленным признаком большого искусства, ставит мно­гих из них в один ряд с величайшими мастерами прошлого.

В основе творений этих художников лежит строгий академический рисунок. Часто полагают, что академи­ческий рисунок основан на верном контуре с тщатель­но оттушеванными светотеневыми и тональными эффектами. Русская рисовальная школа, сосредоточен­ная главным образом в Академии художеств и воспи­тавшая в конце XVIII - первой половине XIX века плеяду блестящих мастеров рисунка, к концу прош­лого века выродилась и действительно культивировала такой метод рисунка. Но среди преподавателей Ака­демии был один, сам воспитанник этой Академии, не только сохранивший, но и усовершенствовавший, на­учно обосновавший метод рисунка эпохи ее расцвета. Это был Павел Петрович Чистяков.

 

В основе этого метода лежало объемно-простран­ственное ощущение формы, увиденное через ее конст­руктивное строение, т. е. точное определение поворот тов и уходящих в перспективу участков формы, так называемых планов. Светотеневая и тональная раз­работка изображения была подсобным средством (кстати не единственным) фиксирования этого объем­но-пространственного ощущения формы на плоскости холста или листа бумаги.

 

рисунки художника artpage.ru

 

Бесспорно, именно этот метод чрезвычайно благот­ворно сказался на творчестве целого ряда художников, которые усвоили его либо непосредственно от самого Чистякова, либо от его учеников. И здесь первым следует назвать Врубеля. Так усвоить этот метод, как он, но мог никто. Каждая деталь, каждый мельчайший участок формы живет у него самостоятельной жизнью, пленительной и прекрасной. И в то же время такую пластическую красоту целого встретишь чрезвычайно редко.

Завороженным взглядом всматривался Врубель в первозданную красоту формы, членил ее и из изло­мов и граней плел причудливый узор. Но это никогда не был узор для узора; из членения формы рождался целостный образ, то грозный, то нежный и всегда полный трагической силы. Тайна обаяния его творче­ства заключается в том, что во всем, его окружавшем, пусть самом прозаическом — будь то рука, чашечка цветка, переливы раковины или стул с брошенным на него одеялом — Врубель видел сказку.

Некоторые рисунки Врубеля, в частности, его эскиз «Хождение по водам» поражает воображе­ние. А размер его всего 59х66 см! Можно себе пред­ставить, какое грандиозное впечатление производил бы он, выполненный на стене.

 

История создания этого произведения, приведен­ная И. Грабарем в его монументальном труде «Вален­тин Александрович Серов. Жизнь и творчество» (Изд-во Кнебель, М. 1913), настолько интересна и поучительна, что хочется привести ее целиком: «В на­чале 1890 года другой Серовский приятель К. Коровин получил заказ нарисовать большую картину — «Хожде­ние по водам» для одной Костромской церкви. Сделав эскиз, Коровин пригласил Серова для совместной работы, передав ему все фигуры композиции и оставив себе только один пейзаж — море и небо.

В то время, как друзья обдумывали разные под­робности картины и рисовали варианты главной груп­пы, Врубель взял картой с одним из своих проектов занавеса для Мамонтовского театра и на обратной стороне написал на эту же тему ту дивную компози­цию, которая валялась в Мамонтовской мастерской, потом долго находилась у Коровина и, наконец, была принесена в дар П. М. Третьякову. Врубель сделал эскиз с такой волшебной маэстрией и так быстро, что оба приятеля были совершенно подавлены».

 

 

Начало статьи: Рисунки художника

Продолжение статьи: Рисунки художника

 

 

Автор статьи: Д. Николаев

 

Копирование информации с портала запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2011 Art Page.ru 

 

 

 

 

 

 

 

15 Август 2011

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться