Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Плакаты советские

Плакаты советские

 

Весной 1988 года в Центральном До­ме художника прошла Всесоюзная вы­ставка плаката советского, главной темой кото­рой было обличение социальных поро­ков современного общества.

Летом этого же года в ЦДХ состо­ялась выставка ленинградского плака­та, ранее экспонировавшаяся в Ленинграде. Выставки пользовались большим успехом, зрительским вниманием.

Ниже публикуются иллюстрации не­которых работ, показанных на этих выставках, и статья Н. Фаминской, по­священная ленинградским плакатис­там.

В первый же субботний день пос­ле ее открытия к Большому выставоч­ному залу ЛОСХ на Свердловской на­бережной тянулась большая очередь, несмотря на острый, режущий ветер с Невы. Чтобы максимально удовлет­ворить желание ленинградцев посмот­реть традиционную выставку плаката, ставшую такой «нетрадиционной» по посещаемости, она была развернута вновь в Музее истории Ленинграда, где с успехом продолжала свою важную работу.

Чем можно объяснить такой успех? Очевидно, прежде всего обращением художников-плакатистов к самым жи­вотрепещущим вопросам нашей жиз­ни: политическим, остросоциальным проблемам, экологии Ленинграда и Ла­доги, проблемам наркомании и пьянст­ва, брошенных родителями детей и культурного наследия, борьбы с бюро­кратизмом и т. д. Но важно было не только поднять актуальные проблемы, но и найти новые неожиданные изоб­разительные решения.

 

плакаты советские 

 

Особое внимание зрителей привлек­ли плакаты-афоризмы, направление, чрезвычайно плодотворно развиваю­щееся в ленинградском плакате в те­чение последних трех лет. Острота и свежесть решения плаката-афоризма дала новый толчок развитию полити­ческого плаката, так ярко прозвучав­шего на выставке.

Плакат-реквием В. Кундышева «Их надо бы всех поименно назвать...» по­священ светлой памяти прекрасных людей, ставших жертвами культа лич­ности Сталина,— рабочих и поэтов, колхозников и политических деятелей, художников и артистов. Зрители по­долгу рассматривали маленькие фото с растром, смонтированные в несколько рядов мартиролога. Драматически зву­чит фотоплакат Р. Акманова и А. Фал- дина «Ветераны!» о наших воинах, сражавшихся в Афганистане, текст и изображение которого слились в еди­ный целостный образ. Злой сарказм ощущается в работе В. Дулова «Но­вое — это хорошо законсервированное старое» с кинолентой, вырывающейся из консервной банки.

 

плакаты советские 

 

В политическом советском плакате особенно необходима ясность идейной позиции художника, не допускающей пи ма­лейшей противоречивости, неточности в образном решении произведения. В противном случае возникает опас­ность разночтения (что получилось, к сожалению, в чрезмерно перегружен­ном полиптихе С. Лапицкого «Однопол­чане»). Плакат рассчитан на получе­ние экспресс информации. Его образная специфика тяготеет к широкому обобщению, к публицистической пода­че материала, агитационной наступательностью выразительных средств.

 

плакаты советские 

 

Плакат, выполненный на самом вы­соком профессиональном и художест­венном уровне,— это произведение ис­кусства. Он должен активно работать в каждом информационном центре го­рода. Отсюда вытекает основная проб­лема, волнующая всех без исключения ленинградских плакатистов,— отсутст­вие собственной полиграфической ба­зы. За три с половиной месяца работы выставки можно было бы тиражиро­вать самые удавшиеся произведения, п они оживили бы улицы и площади города. В зале, где экспонировались плакаты-афоризмы, висел ролик бума­ги с предложением к зрителям позвать пять самых интересных, по их мнению, произведений, достойных быть напечатанными. Этот список ежеднев­но пополнялся. В книге отзывов по­явилась такая запись: «Легче назвать пять плакатов, не годных к печати». Может быть, подобная оценка несколь­ко завышена, но зрители были абсо­лютно правы в главном: самые удач­ные плакаты должны были стать дос­тоянием всего города, а не только по­сетителей выставки, активно прово­дить свою функцию гуманистического воспитания трудящихся.

 

плакаты советские 

 

Если театральный плакат почти весь тиражируется (хотя далеко не на вы­соком полиграфическом уровне), то плакат советский остросоциальный, рассчитанный па быстрое сиюминутное прочтение, по­рою так и не выходит на улицы. Наз­рела необходимость издать альбом на­иболее популярных плакатов с крат­кими аннотациями. «Книга отзывов просто вопиет об этом»,— говорит из­вестный мастер ленинградского теат­рального плаката Г. Корбут.

Остро стоит вопрос экспозиции. На всех общих выставках ленинградского изобразительного искусства плакаты монтируются па одном большом об­щем стенде, на высоте, недосягаемой для зрителя. Помещенные вплотную друг к другу, как сшитое из отдельных кусков пестрое лоскутное одеяло, они мешают нормальному восприятию. Как наглядно показала последняя выстав­ка, они заслуживают того, чтобы спус­титься с заоблачных высот и во всех отношениях подойти поближе к зри­телю. В этом мнении были едины все плакатисты, с которыми удалось побе­седовать автору.

«Очень важно, - говорит Виктор Кундышев, — кому адресован плакат. Не какому-то среднестатистическому жи­телю Советской страны от Прибал­тики до Урала и Сибири. Проблемы Ленинграда волнуют ленинградцев, и это должно быть отражено в информационных центрах каждого района го­рода. Но это, конечно, не исключает обращения ленинградских художников к вечным темам, проблемам, которые беспокоят всех и требуют разрешения. Наш плакат должен быть ленинград­ским в лучшем смысле слова, т. е. иметь свое лицо».

 

 

Автор статьи: Б. Щербаков

 

Копирование информации с портала запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2011 Art Page

 

 

 

17 Июль 2011

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться