Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Методы живописи

Методы живописи

В наше время, когда во многом утрачены традиции живописи, когда на трудном пути развития реалистического искусства каждый шаг вперед по пути овладения мастерством делается ощупью, почти вслепую, мне кажется необходимым поговорить о средствах и методах живописи которыми владели художники прошлых эпох и благодаря которым они достигли и большой действенности, и хорошей сохранности произведений на протяжении столетий. Эти вопросы связаны, потому что эмоциональное воздействие живописи в большой степени зависит от звучности и гармонии красок, а стало быть, и от их сохранности.

 

Давно уже установлена печальная, но неоспоримая истина, утверждающая, что сохранность живописных произведений обратно пропорциональна времени написания. Так, многие картины, созданные около 500 лет назад, во времена зарождения техники и методах масляной живописи сохранились гораздо лучше, чем написанные 30—40 лет назад. Вопрос этот требует специального исследования и большого разговора, но в данный момент я затрону только одну его сторону, а именно: методы технического ведения живописного процесса и их влияние на сохранность произведений. Точнее, мне хочется поговорить о закономерностях, породивших тот или иной метод с чисто технологической стороны. 

 

Самые яркие наши эмоции, самые пылкие живописные восторги — лишь минутные вспышки, если они не покоятся на прочном фундаменте технических знаний, на закономерности методов, обеспечивающих долговечность произведения.
 

 метод живописи картина Панов Эдуард Парфирьевич методы живописи

Специфика техники масляной живописи исключает метод одновременной работы на всей плоскости холста, за исключением тех случаев, когда картина начата и закончена в один прием, по сырому. К сожалению, несмотря на свою порочность, метод этот является
господствующим среди современных живописцев, к нему приучают и молодежь в наших художественных школах и институтах, и результаты этого незамедлительно дают о себе знать. Живопись тускнеет, на ней появляются потемнения пятнами, и с течением времени она начинает расслаиваться. Техника масляной живописи не терпит многократных наслоений, и наилучшая сохранность произведений обеспечивается методом живописи аля прима от лат. (аla prima). Отсюда возник и наиболее распространенный метод работы в технике масла по частям.

 

Подтверждением этому служат незавершенные работы мастеров живописи самых разных эпох и народов, начиная со времен Ренессанса и кончая произведениями русской живописи XIX века.
Конечно, легче достичь общей гармонии произведения, одновременно беря всё отношения и тут же меняя их по необходимости, поэтому нередко быстрые этюды, написанные сразу, Подкупают свежестью красок и тонкостью гармонических сочетаний. Однако метод работы по сырому, использованный для создания картины, требующей многодневной и даже многомесячной работы, приводит с течением времени как раз к уничтожению всего того, ради чего он применяется,— к уничтожению гармонии, свежести красок, к материальному разрушению красочного слоя.
То, что находится перед глазами работающего сразу над вcем холстом, другой, пишущий картину последовательно по частям, должен видеть своим «умственным» взором, и это гораздо сложнее. Вот почему метод работы по частям требует большого напряжения от исполнителя, который все время должен иметь в виду то общее, к которому он придет в конце своей работы.
Иные считают, что работа над картиной по частям приведет к потере цельности впечатления. Однако любое целое составляется из частей, и весь вопрос в том, насколько верно учтено значение каждой части в отношении целого. Это не значит, однако, что метод работы по частям — удел мастеров. Крылатая фраза К. Брюллова: «Рисуешь пятку, смотри на нос», является образной иллюстрацией вышеизложенного и была обращена как раз к учащейся молодежи.
Мне хочется привести ряд примеров. Начнем с «Поклонения волхвов» Леонардо да Винчи (Лондон¬ская Национальная галерея). Это незаконченное про¬изведение дает богатейший материал для изучения методов создания картины, является ярким примером ведения работы от частного к целому, столь характерного для техники маслом. 

 

В центре картины — едва намеченная мадонна с младенцем. Некоторые фигуры волхвов выполнены только в контурном рисунке, рядом — детали пейзажного фона, доведенные до полной законченности!
Вспомним портрет скульптора Мартинеса Монтаньеса, созданный Веласкесом. Художник закончил голову и фигуру, в то же время оставил чистый холст с едва намеченными контурами в нижней части картины. Мы можем сослаться для примера на живописцев французской и английской школ и, наконец, на произведения наших соотечественников, которые видим воочию в Третьяковской галерее, Русском музее. Возьмем хотя бы той таких имени, как К. Брюллов, И. Крамской, В. Перов. Художники столь различных взглядов на искусство, столь разного темперамента, и у всех мы встречаем одно — большую осторожность при нанесении краски на холст; если можно не положить мазок, то лучше воздержаться, чем положить лишний. Эти художники отнюдь не стремились как можно скорее замазать холст, который не мешал им видеть свое произведение таким, каким оно должно было предстать перед зрителем.
В небольшой, незавершенной картине К. Брюллова «Спящая Юнона» мы видим и чистый нетронутый холст, и контурный рисунок, и совершенно закончен¬ные плечо и грудь. В портрете доктора Раухфуса И. Крамского. работу над которым оборвала смерть художника, закончена голова, но лишь схематичными контурами намечены руки, оставлен чистый холст. Лабораторию художника раскрывает перед нами и картина В. Перова «Приезд институтки к слепому отцу». Внимательный зритель увидит здесь все процессы, начиная от рисунка графитным карандашом: пробеленный подмалевок, тонкие лессировки, совершенно законченные куски и части нетронутого холста. Мы знаем также, как писал свои картины М. Нестеров, начиная иногда с левого верхнего угла и кончая правым нижним.

Автор статьи: Б. Щербаков 

Продолжение статьи: Методы и техника живописи 

Продолжение статьи: Масляная живопись 

9 Апрель 2011

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться