Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Купить картину /Статьи об искусстве/

Масляная живопись

Масляная живопись

В Русском музее в Ленинграде масляная живопись голо­вы известного натурщика Академии художеств. Эти работы не всегда завершены и можно ясно увидеть мозаичную кладку, характерную для этого метода живописи. Так, где-нибудь в самом неожиданном месте на скуле, на лбу вы вдруг  замечаете участок чистой бумаги. Впрочем, у Врубеля мы найдем немало работ, испол­ненных раскладкой.

 

Когда работа закончена, при условии полного по­падания цвета, от «мозаики» не остается почти ника­кого следа, она превращается в трепетную живопис­ную форму, В дальнейшем Врубель иногда оставлял эту мозаичную кладку (я имею в виду не только «Де­мона», но портрет Арцыбашева и ряд других работ мастера).

 

В произведениях Рембрандта позднего периода мы найдем много примеров масляной живописи чистой раскладки «не одетой телом» (выражение Чистякова). Особенно ясно это видно в портрете «Пожилой женщины» из Эрмитажа. В незаконченных руках изображенной — целая школа для живописца, направившего свои усилия на овладе­ние сложным, но в руках талантливого человека даю­щим великолепные результаты методом. Многие художники увлекались чисто внешней стороной маслянной  живо­писи Рембрандта, его «манерой», совершенно упуская из вида, что она явилась результатом серьезного и очень сложного метода, дающего возможность худож­нику с максимальной полнотой передать все богатст­во оттенков живой формы. Основной смысл этого метода заключается в том, что тонкие градации цвета, положенные вразбивку, а не мазок к мазку, дают боль­шую смелость художнику, не сглаживают, а, наоборот, обостряют различия в цвете, так что в результате по­лучается форма, богатая разнообразными нюансами и более остро вылепленная. Этим методом живописи написан, кстати автопортрет В. Савинского.

Все перечисленные мною методы работы в технике масляной живописи очень разнообразны и имеют принципиальные отличия, но их характеризует одно: совершенно четкая система и последовательность в процессе ведения работы. Это не стихийное мазание краской по холсту сегодня здесь — завтра там, не накапливание ее слоев, не связанных между собой, дающих черноту и жух­лость красочного слоя и обрекающих произведение на скорую гибель.

Стремясь к созданию большого искусства, которое будет радовать через сто и более лет, нужно все время думать и о том, что картина должна войти в последую­щие столетия не как кусок холста с почерневшей об­лупившейся краской, а с тем свежим и ярким звучанием тонов, которым отмечены пришедшие к нам из дали веков произведения Ботичелли, Гуго ван дер Гуса, Ван-Эйков или живопись Рублева, Феофана Грека, творения Веласкеса, Рембрандта, Тициана и других мастеров. И дело здесь не только в технике масляная живопись и в гениаль­ности или величине таланта, но и в честном, добросо­вестном отношении мастера к своему ремеслу, в доско­нальном знании законов и причин, вызывающих те или иные явления, в знании природы того материала, которым он работает. К великому сожалению, среди современных живо­писцев мы на каждом шагу встречаем пренебрежение или полное непонимание огромной важности техники живописи.

 

 

Автор статьи: Б. Щербаков

Начало статьи: Техника живописи и методы

Продолжение статьи: Техника живописи


 

 

 

18 Май 2011

Обсуждение данной статьи

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться