Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Советы /

Техника портрета

Техника портрета

Михаил Александрович Врубель приобрел первые навыки в овладении рисунком в школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге, куда поступил в семилетнем возрасте. В 1878 году он стал посещать вечерние классы Академии художеств, а еще через два года поступил в Академию художеств, где в течение четырех лет совершенствовал свои знания под руководством П. Чистякова. В Академии Врубель занимался с исключительным трудолюбием. Он писал сестре: «Я до того... занят работой, что чуть не вошел в Академии в пословицу. Если не работал, то думал о работе. Вообще нынешний год, могу похвастать, был для меня особенно плодотворен: интерес и уменье в непрерывности работы настолько выросли, что заставили меня окончательно забыть все постороннее...»

Систематическое посещение Эрмитажа помогло Врубелю изучить искусство старых мастеров. Об этом свидетельствует его высказывание о Рафаэле: «Он глубоко реален. Святость навязана ему позднейшим сентиментализмом... Реализм родит глубину и всесторонность... У нас в Академии живут все еще традициями ложноклассического взгляда на Рафаэля. Разные Энгры, де ла Круа, Давиды, Бруни, Басинни, бесчисленные граверы — все дети конца прошлого и начала нынешнего (века) давали нам искаженного Рафаэля. Все их копии — переделки Гамлета Вольтером. Я задыхаюсь от радости перед таким открытием, потому что оно населяет мое прежнее какое-то форменное, деревянное благоговение перед Санцио живой и осмысленной любовью... Взгляни, например, на фигуру старика, несомого сыном, на фреске «Пожар в Борго», сколько простоты и силы, жизненной правды! Точно рядом учился у природы с современным натуралистом Фортуни. Только и превзошел его тем, что умел этой формой пользоваться для чудных, дышащих движением композиций, а последний остался на изучении!».

Знания Врубеля, приобретенные в Академии художеств, тщательное изучение произведений выдающихся живописцев прошлого — все это помогло художнику разработать свою собственную оригинальную технику живописи.

Надо сказать, что о технике живописи Врубеля существуют самые различные суждения, зачастую очень далекие от действительности. Так, А. А. Рыбников утверждал, что «Врубель, например, в период работы над картиной, заклеивал места, которые он хотел переписать, газетой по сырой масляной краске. Так написан его знаменитый «Демон». Бороться с деформацией тона при такой «технике портрета» — безнадежно ». Следует сказать, что прием заклейки газетой переписываемых заново отдельных частей произведения в технике портрета Врубель никогда не применял. На самом деле, работая над «Демоном» в процессе поисков композиционного решения портрета углем на холсте, Врубель для изменения размера холста с боков подклеивал газеты, по которым и рисовал углем; затем подшивал холст и удалял газеты. Отличная сохранность живописи Врубеля, в том числе и «Демона», на протяжении свыше полустолетия полностью опровергает не совсем точные высказывания Рыбникова. Необходимо заметить, что произведения Врубеля, в особенности исполненные в технике масляной живописи, сохранились ничуть не хуже многих картин Репина, Сурикова и других современных ему художников.

Основания под живопись. В качестве оснований под живопись маслом Врубель преимущественно пользовался плотным льняным холстом. Отдельные этюды он любил писать на тонких буковых дощечках, загрунтованных слоем масляного грунта из свинцовых белил. На таких дощечках были написаны: «Река», «Голова Христа» (1888), «Сумерки. Римский мотив» (1891-1892), «Катанья. Сицилия» (1894), «Остров Эльба. Тирренское море» (1894), «Порто-Фино» (1894) и другие.

Некоторые работы Врубель выполнял на плотном картоне, покрытом полумасляным грунтом: «Гамлет и Офелия» (1888), «Испанка в белом», «Испанская танцовщица в красном», «Царевна-Лебедь» (1900, эскиз).

Несмотря на то, что для масляной живописи им была использована различная основа (дерево, картон), произведения как техника портрета сохранилась отлично.

Работая на грунтованных холстах фабричного изготовления, вырабатывавшихся на отечественных фабриках (Досекина, Фридлендера), Врубель предпочитал льняные ткани с четко выраженным зерном и плотным переплетением нитей.

Акварелью Врубель предпочитал работать на белой ватманской бумаге, иногда употреблял и бристольский тонкий белый картон (эскиз «Доктор Фауст», 1896).

Декоративные панно выполнялись Врубелем на среднезернистом, плотном льняном холсте с прямым переплетением нитей. Холст проклеивался и покрывался тонким слоем клеемелового грунта, по которому велась живопись клеевыми красками. Сохранность этих панно, в частности: «Мефистофель и ученик», «Маргарита», «Фауст», «Полет Фауста и Мефистофеля», выполненных в 1896 году, отличная.

Краски. В акварельной живописи и в гуаши Врубель пользовался красками лучших европейских фирм: Блокса, Лефрана и ряда немецких фирм. В технике масляной живописи работал главным образом красками отечественных фирм: братьев Васильевых, Досекина и Фридлендера, но нередко и красками немецких фирм.

Для разжижения масляных красок для портрета Врубель пользовался мастиксовым лаком, разбавленным петролем, а в отдельных случаях — чистым петролем. Он также часто употреблял лак-ретуше Лефрана.

 

 

Автор совета техника портрета:  А. Лактионов

 

Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2011 Art Page.ru 

 

3 Сентябрь 2011

Обсуждение данного совета

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться