Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Советы /

Скульптура деревянная

Скульптура деревянная

 

Скульптура деревянная, исполненная в гипсе, обретает настоящую жизнь после перевода в материал: металл, камень, дерево, керамику и др. В некоторых случаях она может быть сразу выполнена в материале — вырезана из дерева, вырублена в камне или вылеплена из керамической глины с последующим ее обжигом. Начнем с дерева, которое с древнейших времен, особенно на Руси, служило материалом для изготовления бытовых изделий (утвари, прялок, игрушек, богато орнаментированных резным декором), украшения фасадов изб, фронтонов оконных наличников. В XVII—XVIII веках дерево употреблялось для создания собственно скульптурных произведений. В большинстве своем это были изображения различных святых, вырезанные из цельного куска дерева и затем раскрашенные. В настоящее время скульпторы широко применяют этот замечательный по цвету, текстуре и долговечности материал.

скульптура деревяннаяскульптура деревянная

 

Дерево бывает различной твердости. К твердым породам относятся самшит, пальма, тис, дуб, орех, груша, клен. К мягким — липа, осина, ольха, тополь, ива, ель, кедр, лиственница. Промежуточное положение занимает береза. Скульптор, который собирается работать в дереве, должен заблаговременно приготовить материал. Срезанный ствол дерева необходимо распилить на отдельные куски, снять с них кору, закрасить торцы масляной краской или битумной мастикой и поместить в условия, где дерево может равномерно и медленно высыхать примерно в течение года. Некоторые скульпторы предпочитают работать в сыром дереве, так как в этом случае инструмент легче режет его. Неизбежно образующиеся трещины потом заделываются при помощи клиньев того же дерева. Клинья должны быть вклеены казеиновым или столярным клеем. Если задуманная композиция не умещается в имеющемся у него куске дерева, то следует вырезать недостающие части из другого куска, а затем склеить. Начинающему скульптору рекомендуем сначала освоить более легкую работу — рельеф. Для этого необходимо взять доску мягкой породы дерева, желательно липы, которая легко режется, имеет однородную, лишенную слоистости структуру, ровный однородный цвет. Благодаря перечисленным качествам липа издавна употребляется мастерами как для изготовления бытовых изделий, так и для создания рельефа и круглой скульптуры. Подобрав доски и нанеся предварительный рисунок, скульптор переходит к резьбе.

скульптура деревянная

 

скульптура деревянная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевод в дерево круглой скульптуры производится следующим образом. После того как скульптор выполнил произведение в мягком материале и перевел его в гипс, он подбирает деревянный брусок нужного размера и наносит на него общий контур произведения, делая при этом соответствующие зарубки ножом (рис. 1). Для того чтобы можно было спокойно резать по дереву, надо закрепить обрабатываемый брусок на рабочем столе или верстаке. В некоторых случаях, если это удобно для резчика, кусок дерева зажимают между коленями и поворачивают обрабатываемой стороной к мастеру. Когда общий контур работы намечен, производится грубая обрубовка будущей скульптуры. Ее рекомендуется делать маленьким, хорошо заточенным топором (рис. 2). Заготовленную таким образом болванку продолжают обрабатывать полукруглыми стамесками (рис. 3, 4), срезая все лишнее и постепенно приближаясь к оригиналу. Срезать дерево стамеской можно как при помощи нажима рукой, так и ударами деревянного молотка — киянки по ручке стамески. Часто при работе с деревом употребляются полукруглые стамески крючкообразной формы (рис. 5). Для прорезки канавок, врезных контурных линий могут быть применены стамески, имеющие в сечении угол (рис. 6). Окончательная обработка скульптуры зависит от замысла художника. Дерево может быть отшлифовано, отполировано, обработано морилкой, а затем закреплено лаком, раскрашено, подкрашено и даже где-то в отдельных местах инкрустировано.

 

Начинающему скульптору, как уже сказано, рекомендуется использовать для первых работ липу. Позднее он может перейти и к другим породам дерева, более жестким и имеющим слоистое строение. Текстура дерева обогащает декоративность произведения. Наиболее богатые по текстуре породы— дуб, лиственница, груша и др.

 

Автор статьи: Ю. Петросян

 

Копирование информации с портала запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2011 Art Page

 

2 Июль 2011

Обсуждение данного совета

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться