Вход на сайт

Запомнить меня

Регистрация закрыть меню входа

Email:

Пароль:

Еще раз:

Советы /

Картины Сурикова

Картины Сурикова

Этюд маслом фигуры странника изображает бого­мольца совершенно другого типа. Одежда его местами разорвана в клочья; на ногах — лапти. Видимо, он пришел издалека, и, чтобы не так чувствовать тяжесть ноши, его тощая рука опирается на конец палки. Ме­шок, сильно оттягивающий правое плечо, поддержи­вают стянутые на груди веревки; плечи искривлены от долгого ношения котомки. Его лицо с крупными, не­красивыми чертами, хотя и не старое, покрыто глубо­кими впадинами и резкими морщинами; длинные во­лосы растрепаны, усы и бородка всклокочены. Взгляд угрюмый, озабоченный, нахмуренный. Хотя одежда, мешок, веревки, корзина и т. д. (появившиеся в этом этюде впервые) и сближают странника с окончательным решением его фигуры в картине, — сами масшта­бы человеческой личности здесь совсем иные. В этом этюде слишком чувствуется натура нищего, измож­денного трудностями жизни и поглощенного ими. По всему строю мыслей и чувств этот невзрачный нищий мелковат для того, чтобы трагическая судьба боярыни Морозовой могла вызвать в нем ту глубину и силу раздумья, которые Суриков хотел вложить в образ странника.

Таким образом фигурные картины дали Сурикову много ценных находок в одежде и различных деталях, но в решении лица странника художник не продвинул­ся вперед. Напротив, сравнение и благообразно-роб­кого, и невзрачно-угрюмого странников с первым по- грудным этюдом должно было еще более показать Сурикову превосходство и ценность этого первого этюда. Наступал момент, когда более чем вероятно было обращение художника к первоначальному этюду маслом. Свидетельством такого обращения и является, по нашему мнению, погрудный рисунок, сделанный не с натурщика, а с первого этюда маслом.

Сравнив этот рисунок с этюдом, мы увидим, по величине они почти тождественны, но что если этюд был написан быстро, нервными мазками, то рисунок, напротив, отличается пристальным спокойным шту­дированием пластических форм лица и тщательностью отделки. При всей близости рисунка к этюду маслом он не является его буквальным повторением

Что же могло побудить Сурикова почти год спустя тщательно перерисовывать карандашом масляный этюд головы странника, который, судя по всему, удов­летворял художника? Вспомним, в какой стадии на­ходилась тогда его работа над картиной. Времени до 1 марта 1887 года (открытие XV передвижной вы­ставки) оставалось мало. Работа над «утрясением» композиции, которую художник вел параллельно с ра­ботой над этюдами, привела Сурикова к необходимо­сти фигуры правой части толпы (юродивый, кланяю­щаяся боярышня и странник) повернуть в сторону Морозовой сильнее, чем это намечалось прежде. И го­лову странника нужно было теперь дать не в трех­четвертном повороте, как это было подготовлено в этюдах, а в профиль.

Но как же это сделать, если странник, с которого был написан столь важный этюд маслом, давно уже прошел через Мытищи и скитается неизвестно где? Отыскать следы этого незаменимого натурщика не­возможно, а значит, невозможно и сделать с него но­вый этюд в требуемом профильном повороте!

Вот здесь-то и родилась у Сурикова счастливая мысль — использовать свое лицо для того, чтобы посредством профильных автопортретных зарисовок создать рисунок головы странника в нужном повороте. В результате возник интереснейший цикл из трех рисунков головы странника в профиль, совершенно неожиданно начинающийся с автопортрета художни­ка и заканчивающийся рисунком, который вплотную подводит к окончательному образу странника в кар­тине. В работе над этими рисунками художник опи­рался и на автопортрет и на портрет натурщика- странника, исполненный в 1885 году. Но так как ему было трудно переносить на графические наброски черты странника с этюда маслом и так как художнику после перерыва надо было снова «вжиться» в образ — Суриков и создал тот большой, тщательно выполнен­ный погрудный рисунок, о котором говорилось выше.

 

Автор статьи: В. Каменов 

 

Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.

Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.  

©2005-2013 Art Page.ru

21 Март 2013

Обсуждение данного совета

Гости не могут оставлять комментарии! или Зарегистрироваться